Публикации

16 01 09

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ — система понятий и показателей, характеризующих железную дорогу по назначению, принадлежности, виду ра­бот и функциональным возможностям; используется как средство установления связей между этими показателями и ориентации в них при проектировании, планировании развития и оценке резуль­татов эксплуатационной деятельности.

Классификация железных дорог выполняется по различным призна­кам: административным (государственные железные дороги об­щего пользования и ведомственные, част­ные), эксплуатационным (грузовые, пассажирские, пригородные, транзитные, промышленные, вре­менные, тупиковые и т. п.), техническим (по ширине колеи — нормальной колеи и узкоколейные, по числу путей — од­нопутные, двухпутные и многопутные, по роду тяги — электрифицированные, с тепловозной и с паровой тягой) и т. д.

Классификация железных дорог по показателям мощности и надежности, по которым определяются ка­тегории проектирования, является осно­вой для разработки норм проектирова­ния железных дорог. По мере развития техники железных дорог и требований к ним Классификация железных дорог должна устанавливать такие параметры и характеристики, которые позволяли бы, в зависимости от назначения линии и объемов работы на ней, правильно выбирать типы и мощно­сти ее устройств, увязывающихся с общественными требованиями на достаточно длительный срок.

В России первые попытки Классификации железных дорог относятся к 1870, когда были введены технические условия проектирования и сооруже­ния узкоколейных железных дорог. В 1892 были из­даны первые положения по проектирова­нию подъездных путей, а в 1899 утвержде­ны технические условия проектирования и сооружения, железных дорог первостепенного значения.

В СССР в 1922 Научно-технический комитет Народного комиссариата путей сообще­ния (НКПС) разработал Классификация железных дорог с деле­нием железных дорог на 4 категории по грузооборо­ту и характеру движения с включением некоторых технических показателей (наибольший руководящий уклон). В 1927 этот же комитет создал новую. Классификация железных дорог с делением дорог на 4 класса: магистрали усиленного типа (сверхмагистрали), ма­гистрали норм, и облегч¸нного типов, подъездные пути и ветви. Признаками, определяющими класс дороги, были гру­зооборот и ряд технических показателей (число путей, руководящий уклон, максимальная, про­пускная способность). Дальнейшая разра­ботка Классификация железных дорог велась различными организация­ми: Комитетом по реконструкции железных дорог транспорта НКПС, Транспортной комиссией АН СССР, НИИ железных дорог транспорта и др. До 1953 в этих Классификация железных дорог выделялись 2 ка­тегории железных дорог под различными наименованиями (магистральные и облегч¸нные, магист­ральные и местные, основные и облег­ченные). С выходом технических условий (ТУ) проектирования железных дорог нормальной колеи (1953) в классификации железных дорог установлено более дифференцирующее деление проектируемых железных дорог в зависимости от характера, размеров и темпов роста намечаемых перевозок. В 1960 в новых ТУ был принят более устойчивый признак Классификация железных дорог — значение проектируемой линии в общей сети железных дорог. Этот признак был сохранен и развит в ут­вержденных в 1964 Госстроем СССР нор­мах проектирования, по которым железные дороги делятся на 4 категории. Железные дороги промышленных предприятий, высокоскоростные железные дороги (до 160 км/ч) и железные дороги узкой колеи из этой Классификации железных дорог иск­лючены и проектируются по самостоятельным нормативным документам. Такой прин­цип Классификации железных дорог сохранился в основных в дейст­вующих нормах проектирования, которые устанавливают в качестве признаков: общее народно-хозяйственное значение железных дорог, расчет­ную годовую грузонапряженность нетто в грузовых направлениях на 5-й и 10-й годы эксплуатации, размеры движения пассажирских поездов на 5-й год эксплуатации и максимальные скорости движения поездов. По этим признакам (хотя бы по одному) железные дороги относятся к одной из 5 категорий: магистрали основных государственных связей, магистрали межрайонных связей, дороги местного значения, подъездные пути и соединительные пути на станциях. Кроме этих катего­рий имеют отд. нормы проектирования внутризаводские пути и железные дороги узкой ко­леи   (750  мм).

За рубежом Классификация железных дорог отличается боль­шой пестротой принятых принципов и признаков, закладываемых в основу Классификация железных дорог. В США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии и других странах железные дороги делятся на 2—3 класса в зависимости от интенсивности движения и скорости обращающихся поездов. Отдельно выде­ляются, кроме того, сверхскоростные (именные) магистрали (типа Синкансен, Нью-Токайдо, Париж — Лион, Рим — Милан), специализирующиеся на пассажирских перевозках, и узкоколейные железные дороги. В наи­более развитых зарубежных странах Классификация железных дорог практически не разрабатывается, что объясняется сложившимся характе­ром сети и отсутствием перспектив е¸ развития в условиях острой конкуренции с автомобильным транспортом. В Рос­сии и др. странах СНГ, а также в некоторых развивающихся странах при установле­нии Классификации железных дорог в основном ориентируются на на­учные разработки и принципы Классификации железных дорог, которые были приняты в практике техническими нормами в СССР.

(by admin)

Последние объявления